Созданная человечеством книжная культура и
феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума.
Особая роль книжной культуры и ее носителя – « Homo legens» - «Человека
читающего» в развитии цивилизации неоспорима.
Чтение и «читательская
грамотность» (читательская культура личности), находятся под пристальным
вниманием и вызывают обеспокоенность всего мирового сообщества. Поэтому, первое
десятилетие XXI века
было объявлено ООН десятилетием грамотности.
На сегодняшний день в России, в результате
огромного количества перемен в жизни общества, прошедших в последние два
десятилетия, статус чтения, его роль, отношение к нему сильно изменилось. С
периода 1990-х гг. общество перестает быть «литературноцентричным», постепенно
исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие
поколения. Падает ранее высокий статус писателя, как «властителя человеческих
душ», статус «Человека читающего», и статус чтения во многих социальных группах.
Так, согласно данным ВЦИОМа, 34% взрослых россиян уже не читает.
Кризисные процессы в той или иной мере происходят
в чтении многих социальных групп. Идет процесс падения уровня читательской
культуры детей и подростков, особенно у тех, кто живет в неблагоприятных
условиях. По этому поводу начинают бить тревогу не только специалисты.
А, как известно, чтение пронизывает практически все сферы нашей
жизни, и проблемы чтения затрагивают также все аспекты: уровень грамотности и
культуры граждан, занятость и рынок труда, безопасность общества и многие
другие.
Однако, если в сфере культуры различные меры по
поддержке чтения проводятся более активно, то, с нашей точки зрения, в сфере
образования это направление развивается недостаточно. По-прежнему превалируют
устаревшие подходы к развитию читательской и тесно связанной с ней
информационной культуры у детей и подростков.
Многие родители, педагоги, библиотекари
по-прежнему ориентированы на старую литературную модель, тогда как большинство
сегодняшних детей и подростков имеют совсем другие предпочтения и иное
восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а
как к одному из средств информации и массовой коммуникации. И, как следствие,
возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как
правило, сопровождающие человека всю жизнь.
Таким образом, в какой-то мере между поколениями
происходит разрыв в передаче бытовавшей долгое время традиции освоения
литературной культуры. Утверждается «новая модель» детского чтения – точнее,
«новые модели» чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта,
изменившаяся реальность, ставит иные задачи воспитания юного читателя как
«Человека читающего».
А потому читательская культура должна прививаться
ребенку по мере и в процессе развития и социализации личности. И самая
гармоничная и естественная среда для «читательского» роста, конечно же,
семейный круг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий