среда, 6 ноября 2013 г.


Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Особая роль книжной культуры и ее носителя – « Homo legens» - «Человека читающего» в развитии цивилизации неоспорима.
Чтение и «читательская грамотность» (читательская культура личности), находятся под пристальным вниманием и вызывают обеспокоенность всего мирового сообщества. Поэтому, первое десятилетие XXI века было объявлено ООН десятилетием грамотности.
На сегодняшний день в России, в результате огромного количества перемен в жизни общества, прошедших в последние два десятилетия, статус чтения, его роль, отношение к нему сильно изменилось. С периода 1990-х гг. общество перестает быть «литературноцентричным», постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Падает ранее высокий статус писателя, как «властителя человеческих душ», статус «Человека читающего», и статус чтения во многих социальных группах. Так, согласно данным ВЦИОМа, 34% взрослых россиян уже не читает.
Кризисные процессы в той или иной мере происходят в чтении многих социальных групп. Идет процесс падения уровня читательской культуры детей и подростков, особенно у тех, кто живет в неблагоприятных условиях. По этому поводу начинают бить тревогу не только специалисты.   А, как известно, чтение пронизывает практически все сферы нашей жизни, и проблемы чтения затрагивают также все аспекты: уровень грамотности и культуры граждан, занятость и рынок труда, безопасность общества и многие другие.
Однако, если в сфере культуры различные меры по поддержке чтения проводятся более активно, то, с нашей точки зрения, в сфере образования это направление развивается недостаточно. По-прежнему превалируют устаревшие подходы к развитию читательской и тесно связанной с ней информационной культуры у детей и подростков.
Многие родители, педагоги, библиотекари по-прежнему ориентированы на старую литературную модель, тогда как большинство сегодняшних детей и подростков имеют совсем другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. И, как следствие, возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождающие человека всю жизнь.
Таким образом, в какой-то мере между поколениями происходит разрыв в передаче бытовавшей долгое время традиции освоения литературной культуры. Утверждается «новая модель» детского чтения – точнее, «новые модели» чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта, изменившаяся реальность, ставит иные задачи воспитания юного читателя как «Человека читающего».
А потому читательская культура должна прививаться ребенку по мере и в процессе развития и социализации личности. И самая гармоничная и естественная среда для «читательского» роста, конечно же, семейный круг.


Комментариев нет:

Отправить комментарий